Острова успеха: зона погружения «Зелёная планета «Пенелопа»

чт, 14.11.2019

Природа – это богатейшая кладовая,
 неоценимое богатство для интеллектуального,
нравственного и речевого развития ребёнка.
В.А.Сухомлинский

Проблема экологического образования подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Особенно ребёнок – дошкольник.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекает сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.

В условиях   сурового северного климата детям дошкольникам трудно добывать знания  в области естественно- научных представлений. Многие дети затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Для благополучной реализации этой проблемы наш детский сад   принимает участие в муниципальном проекте «Острова успеха». 

При разработке и реализации этого проекта мы использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путём самостоятельного исследования мира. Немаловажным ещё в  реализации проекта является раскрепощение ребёнка, стимуляция его познавательного и эмоционального развития, поэтому мы решили максимально «погрузить» детей в этот проект. Ещё известный советский педагог и ученый М. Сухомлинский в 50-е г. ХХ в. утверждал, что нужно «не сообщать истину, а открывать ее». Он придавал исключительное значение, исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, чтение, экспериментирование. «Чувство удивления — могучий источник желания знать». Классическое правило Аристотеля — мышление начинается с удивления.

В нашем саду мы создали  зону погружения. И назвали её «Зелёная  планета «Пенелопа». Планета Пенелопа – это живая и разумная планета, внезапно обнаруженная там, где никакой планеты раньше не было. Планета Пенелопа – это идеальная планета, будто бы специально созданная для людей. Она разнообразна, но при этом ветер на ней слабый до умеренного, дожди идут в стороне от людей, фрукты на деревьях постоянно спелые, а вода делается в жару прохладной, а ночью теплее. На планете была обнаружена обширная фауна, но не было ни хищников, ни паразитов. Мы с детьми представили, что являемся жителями этой планеты.

Однажды на зелёной планете Пенелопе случилась катастрофа. Что же делать? Как же помочь Пенелопе? Дети предлагали самые разные варианты: найти другую планету и поселиться в ней, почистить её, прогнать всех и ждать, пока все наладится и т.д. В итоге мы пришли к выводу, что станем все юными биологами, чтобы хоть как- то помочь Пенелопе.

Дети предложили вырастить свой огород в детском саду.

При наступлении первых теплых дней, на территории детского сада мы организовали мини теплицу. И всю рассаду, выращенную  на подоконнике, высадили на грядку. Посадили капусту, помидоры, огурцы, посеяли укроп,   с большой осторожностью  и опаской воткнули в землю несколько картофелин.     

Лето - благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Мини-теплица заняла важное место в реализации нашего проекта. Ведь она  - живая лаборатория, источник познаний природы. Здесь с детьми расширяли, углубляли, закрепляли знания воспитанников о культурных растениях, их биологических особенностях и технологий выращивания. Вместе с детьми устанавливали зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за ними. Работа в теплице позволила нам приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь, в мини-теплице, формировали отношение к земле, как основному богатству страны, здесь закладывали любовь к земле, к труду.

 Сбор урожая – самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Сколько эмоций испытали дети, когда сорвали первые огурцы, выращенные своими руками. А когда их разрезали, в группе стоял настоящий огуречный аромат.

В ходе проекта у детей сформировались знания и умения по выращиванию растений в теплице (выращивание рассады из семечка, пересадка растений в теплицу, рыхление почвы, умение различать сорняки от культурных растений, умение определять необходимость полива, умение определять спелость овощей).

С наступлением осени и первых заморозков, дети и сотрудники не забывали заглядывать в теплицу. Всем было интересно, будет ли картошка расти дальше, появятся ли клубни, сколько и какого размера они будут?  15 октября, когда на улице стало достаточно холодно,  дети и воспитатели решили выкопать картошку. Для нашего садика это было очень важное и радостное событие.    Сколько эмоций испытали дети, когда вытащили из земли первый куст картошки. Они  тут же вспомнили, как помогали в отпуске бабушке с дедушкой собирать урожай. Эмоционально начали друг другу рассказывать о том, что в огороде картошка была большого размера. Но совсем не важен размер и количество картошки, а то, что это была наша картошка, выращенная своими руками. Дети были в большом восторге от этого.

Интересу детей не было конца. Они  задались множеством  вопросов. Им стало любопытно,  что такое картофель, откуда она родом и как попал   в Россию, почему сваренный картофель рассыпчатый, почему у жареной картошки румяная корочка и т.д.  И мы решили найти ответы на эти вопросы.  

С 14 по 21 октября в  подготовительной группе прошла «картошкина» неделя  «Ах,  картошка, картошка…», в ходе которой дети узнали и доказали откуда и как приходит к нам на стол картофель, почему его называют «вторым хлебом». Всю неделю с детьми проводились мероприятия по изучению картошки.   Познакомились с происхождением и историей выращивания картофеля, появлением его в России. Расширяли представление о значении этого овоща в жизни человека, в питании и  в лечебных целях. Уточняли и систематизировали знания детей о процессе выращивания, использование сельхозтехники.

В ходе опытно- экспериментальной деятельности дети  сделали открытия:

  • картофель состоит из воды
  • в картофеле есть крахмал

-крахмал при взаимодействии с йодом становится тёмно синего цвета.  Интересным и полезным был опыт для детей, где они своими  руками смогли получить из картофеля  крахмал, который ничем не отличался  магазинного. Отмачивая натёртый картофель в воде,  и процеживая его через сито, дети получили крахмал, который широко используется в пищевой промышленности и в индустрии красоты. Без него   невозможно представить традиционный, истинно- русский напиток – кисель.  Его добавляют для  приготовления различных косметических средств для кожи лица…

В ходе изучения картофеля также продолжили прививать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, загадок, образных выражений. Ведь столько много интересных поучительных сказок, пословиц и поговорок, загадок, стихов сочинили люди про этот удивительный овощ. А сколько подвижных игр соревновательного характера  поиграли с детьми с помощью этого овоща: «Посадка картофеля», «Набери в ведро картошку», «Свари суп или компот», «Картошечку в погреб» и т.д. Еще  было интересно детям рисовать этим овощем: делать отпечатки на листе бумаги штампами из картошки. У детей получались очень красивые и  интересные рисунки.

Конечно же,  в изучении картофеля детям помогали и родители. С помощью них дети узнали, какие блюда можно готовить из него. Дома они вместе готовили свои домашние блюда из картошки, и из фотографий этих кулинарных шедевр выпустили  фотогазету «Барыня картошка». Еще родители с детьми мастерили поделки из картофеля. К этому заданию  все  подошли творчески.   Работы  получились довольно интересные и необычные: и ёжики, и кошечки, собачки, паровозик, букет  роз и т.д. Эта выставка вызвала большой интерес  у взрослых и детей.

Муниципальный проект «Острова успеха»: зона погружения «Зелёная планета «Пенелопа» осуществляется в детском саду благополучно.  У детей  появилось стремление к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы,    формировался интерес к окружающему миру, мы смогли удовлетворить детскую любознательность. В процессе практического исследования развивали умения получать сведения о новом объекте, так как создавали  условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно- следственные связи в природе.  Детям становится интересно, только тогда, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Сейчас ни для кого не секрет, что ребёнок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Эти знания и умения, полученные в ходе реализации проекта, обязательно пригодятся в дальнейшем.

В перспективе коллектив детского сада   продолжит  работу по данному направлению. В планах к следующему лету закупить настоящую большую теплицу или парник, земли, инструменты и оборудования для огородника. Вырастить рассады на посадку овощей и увеличить ассортимент выращивания.

 

Воспитатель подготовительной группы Яковлева Ирина Ревиновна.

 
Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok